Борисов Николай Прокофьевич
  • Звание: старший лейтенант
  • Годы жизни: 1923 г. р.
  • Материал добавил(а): Мазурина Алевтина Александровна
  • Материал размещен: 03.04.2015

Борисов Николай Прокофьевич

Во время Великой Отечественной войны мой дедушка,  Борисов Николай Прокофьевич,  был командиром миномётного дивизиона.

Участвовал в боях при обороне городов Осташков, Старая Русса, при освобождении городов Изюм, Барвенково, Лозовая, Павлоград, Синельниково,  форсировании реки Северский Донец. Получил тяжёлое ранение под городом Барвенково. Награждён Орденом Красной Звезды и Орденом Отечественной войны II степени.    
    
Дедушка не любит вспоминать о войне, все ужасы которой ему пришлось пережить. Он любит жизнь, своих детей, внуков, правнуков, голубое небо, лес, собирать грибы.
    
Подушки из сосновых веток
    
Родился дедушка 5 ноября 1923 года в селе Свинухо Мокшанского района Пензенской области. Его отец, Борисов Прокофий Михайлович, был портным. Принимал участие в Первой мировой войне. С чужбины привёз жену - красивую польку Александру Мироновну. В семье родилось пятеро детей: старший сын Николай (мой дедушка), Виктор,  Маруся, Роман и Александр. После Великой Отечественной войны в живых осталось только трое детей — два младших брата дедушки умерли от голода.
    
В 1938 году  семья переехала в Белгород.  
    
В 1941 году, когда началась война, мой дедушка был зачислен в белгородское подразделение 464 стрелкового полка 397 стрелковой дивизии. В Аткарском районе Саратовской области, где  она  формировалась, принял военную присягу. В 1942 году дивизия участвовала в боях под Старой Руссой (Северо-Западный фронт).  
    
- Селение, рядом с которым мы заняли оборону, при отступлении разорили немцы. Здесь я столкнулся с самым страшным, что приносит война — не захороненные тела убитых немцами людей лежали повсюду, голод, опустевшие дома. В первое время на двух солдат выдавали одну винтовку, в качестве пайка - фронтовой сухарь. Мы ели гнилую картошку, которую селяне не успели собрать с полей.  Начал таять снег. Сырость кругом. Спали под открытым небом. Мы делали  подушки из сосновых веток, чтобы было на чём спать. Вместе с тем, люди воевали не передовой, и никто не жаловался, - вспоминает  дедушка.
    
На войне земля горела
    
В апреле 1942 года деда с фронта направили на обучение в военное училище, находившееся в городе Нахабино  Московской области.  
    
После его окончания дед защищал Родину на Юго-Западном фронте, в составе 102 гвардейского полка 35 гвардейской дивизии 6 армии. Был сначала заместителем командира миномётного дивизиона, потом командиром.  
    
В апреле полк переформировали и направили в Борщёвку, на южную сторону реки Северский Донец.
    
- Перед нами 19 и 22 дивизии здорово потрепали немцы. Я поставил 6 миномётов 82 мм под носом у немцев, а 3 миномёта на южной стороне реки Донец, чтобы перекрыть им путь при отступлении. У немцев оборона крепкая была. Только в районе кирпичного завода проволоки 12 рядов. 12 августа немцы начали отступать. В тех боях мы столько пережили... Земля под ногами горела... 17 августа около 12 часов дня меня тяжело ранило. Когда меня ранило, солдаты плакали. Я никогда на обижал солдат! Бывало получу тридцать пачек сигарет и раздам всё солдатам. За каждого из них я всегда горой стоял, и они отвечали мне тем же.
    
После лечения в дербентском госпитале (56-62) молодой офицер, как ограничено годный к военный службе после тяжёлого ранения, был командирован в Майкоп.  После Северо-Западного фронта - направлен в Гомель, в 27 офицерский полк, затем переведен в город Козельск Смоленской области (в настоящее время Калужская область) старшим инструктором по всеобучу.  
    
И здесь судьба свела его с  моей бабушкой — Уткиной Тамарой Ивановной. Молодая женщина с красивыми голубыми глазами работала в бюро пропусков на военном заводе, выпускающем мины и тепловозы. Это была первая любовь, и на всю жизнь.
    
Прабабушка
    
После войны вместе с молодой женой дед вернулся в разрушенный немцами Белгород. Из  родственников в живых остались его отец Прокофий Михайлович, вернувшийся с фронта, сестра Маруся и брат Виктор. Мою прабабушку Александру Мироновну в 1943 году сдал гестаповцам односельчанин, работающий на немцев. Женщину обвинили в передаче еды пленным советским солдатам. Не выдержав пыток,  Александра Мироновна умерла.
    
Наша семья так и не нашла её могилу. Не сохранилась и фотография моей прабабушки. Но, по рассказам деда, я знаю, что Александра Мироновна очень любила своих детей и мужа.  
    
Мир, который надо беречь
    
Послевоенный Белгород был полностью разрушен. Люди жили в землянках. Заново строили разрушенные войной дома. Чтобы прокормить семью, дед устроился работать в локомотивное депо на Южную железную дорогу. Проработал там 35 лет. Прошёл нелёгкий трудовой путь от кочегара до машиниста.  
    
Сейчас дедушке  91 год. Сильный дух этого человека не сломили ни война, ни тяжёлые послевоенные события в нашей стране. Он никогда не жаловался на жизнь, хотя лиха  хлебнуть ему пришлось вдоволь. Помню, как после тяжёлой операции дед встал уже на следующий день и начал потихоньку расхаживаться по палате — не в его характере лежать и о болячках думать.
    
А вот бережное отношение к семье всегда было неотъемлемой частью его личности. Мои дедушка и бабушка прожили вместе 62 года, родили и достойно воспитали троих детей. Дед заменил мне отца, который ушёл из семьи, когда мне было всего полтора года.
    
Я помню солнечные и счастливые дни моего детства. Пасхальные праздники. В эти дни мы ходили с бабушкой в церковь. Домой возвращались через луг, по тропинке, ведущей к самому дому.
    
Дед всегда любил лес. Он часто брал меня с собой, когда ходил в лес за  земляникой, грибами. Голубое небо, солнце, лес, речка, щебетание птиц, семья, вера— мир, который надо беречь. Эту истину я знала с детства.  
    
Фото из семейного архива (1943 год, мой дедушка Борисов Николай Прокофьевич на фото слева)


Возврат к списку