Девки, выходите!

25.03.2020

Несколько лет назад навестить мою приболевшую маму в Белгород приехал её родной брат (и мой дядя) — Иван Иванович Беляев из шебекинского села Муром. Погостив, собрался домой к вечеру. Я предложил: «Давайте вас отвезу на машине!», он с радостью согласился. Когда мы подъехали к Никольскому, дядя Ваня вспомнил, что в августе 1943 года его подразделение освобождало это село.

После боя он поинтересовался у командира, в какую сторону они будут дальше двигаться. Оказалось, часть пойдёт в сторону села Микояновка (сегодня это посёлок Октябрьский). Дядя Ваня сообщил командиру, что он родом из села Муром, которое находится рядом. Будет обидно, если, находясь рядом, не проведает своих родных, не повидается.

Командир сказал, что, по разведданным, в Муроме ещё немцы. Дядя начал уговаривать офицера, говорил, что места ему знакомые, поэтому получится пробраться в село. Уговорил, и его отпустили. Подходя к Мурому, он увидел, что за село идёт бой, в котором он принял участие. Когда выбивали немцев, дядя пробился к дому своей сестры (моей мамы) Полины. В этот момент Полина Ивановна с сыном Виктором сидели в погребе. По рассказу дяди, он открыл погреб и крикнул: «Девки, выходите!» Солдату пришлось повторить несколько раз, пока родные поняли, кто их зовёт.

С матерью и братом в погребе находились ещё женщины. Понятно, какая это была радостная встреча. Вернувшись домой, я спросил у матери, помнит ли она эту историю. Оказалось, да.

— Слышим, как кто-то открыл двери, — передала она свой взгляд на встречу почти 80-летней давности. — Мы очень боялись, что немцы, отступая, могли забросить в погреб гранату. Но неожиданно услышали русскую речь: «Девки, выходите!» И тем более не ожидали, что это будет брат Ваня. Но когда он повторил несколько раз, мы его узнали.

Эта фотография дяди датирована 23 августа 1944 года.

Михаил Рыжков,
Белгород


Возврат к списку