История белгородца Василия Адонкина, навечно вписавшем своё имя в героическую летопись страны.
Обстоятельства последнего воздушного боя Героя Советского Союза, гвардии капитана Василия Адонкина до их пор описывают по-разному. В донесении о безвозвратных потерях 5-й авиационной дивизии от 22 марта 1944 года в графе «Место выбытия» указано: «Мурманская область, в районе полуострова Рыбачий, сопки». А вот место его рождения известно точно – село Хохлово Белгородского района. Поэтому это история о ещё одном нашем земляке-белгородце, навечно вписавшем своё имя в героическую летопись страны.
Стремиться ввысь
Василий Адонкин родился в 1918 году. Родители его были из крестьян, а с организацией в селе колхоза вступили в него одними из первых. Поэтому детство Васи прошло в помощи родителям и дома, и в колхозе. С самого начала он хотел учиться, поэтому пошёл в школу, как только её открыли в селе. О нём вспоминали так: имел способности к успешному освоению школьных предметов и склонности к творчеству – брался писать стихи, участвовал в концертах.
Тяга к знаниям после школы привела Адонкина в Белгородское педагогическое училище, но после двух месяцев учёбы он ушёл на курсы шофёров. С получением водительского удостоверения работал шофёром на Саженской машинно-тракторной станции. Василий был комсомольцем, активистом и спортсменом. Бригада механизаторов рекомендовала его к поступлению в высшее учебное заведение, и в 1936 году Василий поступил в Орловский педагогический институт.
На втором курсе педагогического института, в октябре 1937 года он обратился в областной комитет комсомола за рекомендацией для направления в авиационное училище и был зачислен курсантом в Военно-морское авиационное училище имени И.В. Сталина в городе Ейске. А дальше были три года учёбы. Известно, что в Ейске, который тоже причисляет к ряду «своих» Героев Советского Союза Адонкина, он встретил свою будущую жену Веру.
Адонкин окончил училище в конце 1940 года и был направлен в авиацию Северного флота, в Мурманск. Там он и узнал, что в Ейске у него родилась дочь. Увидеть новорождённую ему не удалось. В апреле 1941-го Адонкина назначили пилотом второй авиационной эскадрильи 72-го авиационного полка.
22 июня грянула война. С началом боевых действий он зарекомендовал себя ответственным и результативным боевым лётчиком. Свой первый «юнкерс-88» Василий Адонкин сбил уже в конце июня 41-го. В октябре 1941 года назначен заместителем командира эскадрильи своего же полка, который в январе 1942 года преобразован во второй гвардейский авиационный полк. С апреля по июнь 1942 года исполнял должность командира эскадрильи 78-го авиационного полка. К концу 1941 года Адонкин сбил два самолёта лично и восемь в группе. В 41-42 годах он воевал на истребителях И-153, И-16 и МиГ-3.
Во второй половине 1942 года его назначили заместителем командира, а с декабря 1942 по апрель 1943 года – временно исполняющим обязанности командира 27-го авиационного полка.
Ушёл в небо
К июлю 43-го капитан Адонкин совершил 365 боевых вылетов, провёл 42 воздушных боя, в которых сбил 13 самолётов противника лично и четыре в группе.
Выполняя боевые задачи, он вылетал на штурмовку вражеских аэродромов, военных баз и конвоев врага, сопровождал ударные самолёты (бомбардировщики и торпедоносцы), водил группы самолётов на прикрытие главной базы Северного флота в городе Полярный и Мурманске, уничтожал живую силу и технику фашистов.
19 июня 43-го восьмёрка «Харрикейнов», которой командовал капитан Адонкин, сопровождала штурмовиков ИЛ-2 для нанесения бомбового удара по транспорту противника в районе Барангер-фиорд. Здесь ей пришлось вступить в бой с 27 «МЕ-109» и «ФВ-190». Лётчики не дали врагу сорвать атаку штурмовиков. Экипажи ИЛ-2 потопили два транспорта и один миноносец, а лётчики Адонкина в этом бою уничтожили два самолёта врага.
К лету 43-го он был награждён тремя орденами Красного Знамени. В боевой характеристике к представлению на награждение орденом Красного Знамени в 1943 году указывалось:
«Будучи командиром 2-й авиационной эскадрильи сочетает свои волевые командирские качества с богатейшим боевым опытом. Его личный пример в бою всегда служил для подчинённых одним из источников храбрости, бесстрашия и героизма».
В октябре 1943 года Адонкин был назначен помощником по лётной подготовке и воздушному бою командира 255-го истребительного полка. На вооружении полка были американские истребители «Аэрокобра», на которых Василий Адонкин сбил ещё два немецких самолёта.
За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 года Василию Адонкину присвоено звание Героя Советского Союза.
Василий Семёнович погиб 17 марта 44-го во время нанесения удара по вражескому конвою. Информация о его месте гибели разнится. По одной из версий, воздушный бой завязался в районе озера Эккере в Финляндии. Зенитный снаряд настиг машину Адонкина, когда он уже выходил из боя. По воспоминаниям его сослуживца, тоже Героя Советского Союза, Петра Рассадкина, самолёт Адонкина потерял ориентировку в облаках. Есть версия, что Василий Семёнович погиб в районе полуострова Рыбачий в Баренцевом море. Именно так значится в донесении о безвозвратных потерях по дивизии. Мурманский краевед Владимир Сорокажердьев соглашался с тем, что «Аэрокобру» Адонкина повредило в бою: самолёт упал в море в нескольких километрах от берега.
Бюст Героя установлен на Аллее славы Героев-авиаторов Краснознамённого Северного флота в посёлке Сафоново Мурманской области. Имя Адонкина навечно зачислено в списки полка, где он служил. В родном селе именем Василия Адонкина названа улица и установлен бюст на территории школы, где он учился.
Подготовила Оксана Придворева
При подготовке публикации использованы материалы книги «Белгородчина морская. Славные страницы моряков-белгородцев всех поколений, защитников Отечества»
Фото:
Администрация Белгородского района
Возврат к списку