Лес из колючей проволоки
Староосколец Степан Бакланов оказался в немецком плену в первые дни Великой Отечественной войны. Он прошёл через несколько фашистских лагерей, а в 1942 году попал в Бухенвальд. Там молодой лейтенант стал одним из лидеров подполья. Он считал, что даже в плену должен оставаться советским солдатом. При его непосредственном участии в лагере подготовили восстание узников. Оно случилось 11 апреля 1945 года. Это был единственный в истории той войны случай, когда мятеж в концлагере завершился полной победой заключённых.
Номер 7029
Родился Степан Бакланов в 1920 году в старооскольском селе Каплино. Выходец из крестьянской семьи, он с шести лет начал помогать отцу и матери по хозяйству: пас лошадей, боронил, возил зерно на ток и присматривал за младшими. А когда подоспела пора, пошёл в школу. Учился с увлечением и интересом: особенно хорошо давались парнишке история и немецкий язык.
Окончив семилетку, Степан поступил в педучилище, а потом и сам стал молодым учителем в местной школе. Однако в 1939 году его призвали на военную службу. Когда началась война, командир пулемётного взвода Бакланов служил под Минском. И внезапное немецкое вторжение окончилось для него ранением и пленом.
Родным прислали по почте сухую отписку «пропал без вести». И они долгое время считали его погибшим.
А дальше для Бакланова начались тяжкие испытания: за полгода плена он прошёл через несколько гитлеровских лагерей. И, в конце концов, очутился в Бухенвальде. Когда обессиленные и голодные заключённые проходили через ворота этого лагеря, Бакланов читал немецкое название и удивлялся: «Бухенвальд - это буковый лес. Но какой же это лес, когда здесь одна колючая проволока». После унизительной процедуры осмотра и дезинфекции Степан Бакланов получил личный номер, на долгие годы заменивший ему имя. Номер 7029.
«Правда пленных»
Бухенвальд располагался недалеко от города Веймар. Он должен был обеспечивать рабочей силой здешние военно-промышленные предприятия. А потому рабочие команды здесь были сравнительно стабильными. Это позволило узникам Бухенвальда создать подпольный Русский военно-политический центр. Степан Бакланов возглавил в нём военный сектор.
Впоследствии Степан Михайлович вспоминал:
«Ещё на самом первом собрании руководителей подпольных групп было решено готовить вооруженное восстание. Связанная с этим работа легла на наш сектор. Мы организовали изготовление ручных гранат, сборку пистолетов из деталей, которые постоянно приносили в лагерь те заключенные, что работали в цехах завода «Густловверке». Убедились, что мастера умелые, оружие действует безотказно. Стали закладывать его в тайники. Одновременно приступили к формированию подпольной бригады военнопленных».
Слушали лейтенанта Бакланова беспрекословно. Он пользовался у других заключённых большим авторитетом. И всегда считал, что даже в фашистском лагере нужно оставаться советским солдатом. А ещё он искренне верил в успех вооружённого восстания.
Кроме подготовки к мятежу, заключённые всячески саботировали работу на производстве: срывали планы выпуска военной продукции, портили станки и оборудование. Военнопленные придумали для пропаганды саботажа выражение «Команда Икс – работы никс». Узники умудрялись даже издавать собственную подпольную газету «Правда пленных». Они выпустили 25 номеров.
Побег и восстание
Весной 1945 года союзники уже были на подступах к Бухенвальду. Тогда немцы начали вывозить заключённых вглубь Германии. Был среди этапированных и Степан Бакланов. Из-за того, что посадка в эшелоны велась в суете, и узников загоняли в вагоны по счёту, без обысков и списков, Степан смог пронести с собой карты, компас и оружие. В ночь с 21 на 22 апреля лейтенант вместе с группой товарищей бежал из эшелона в районе Судетских гор. Беглецы примкнули к чешским партизанам, и воевали вплоть до Дня Победы.
Из-за того, что основной костяк подпольной организации этапировали, Бакланов не смог принять непосредственное участие в восстании. Но оно, тем не менее, состоялось. Месяцы подготовки не прошли даром. И 11 апреля 1945 года вооружённые боевые группы, которые инструктировал Бакланов, прорвали забор из колючей проволоки, разогнали охрану и захватили в плен 120 эсэсовцев, не допустив ни одного случая самосуда. Так получили свободу 20 тысяч человек. В течение двух суток лагерь находился между фронтами, им руководил интернациональный комитет, а охраняли вооружённые заключённые - бывшие узники Бухенвальда.
Степан Бакланов вернулся на Родину 25 июля 1945 года. Однако на этом его трагическая история не окончилась.
Память
После войны Степан Михайлович успешно прошёл госпроверку и восстановил своё офицерское звание. Но спустя три года его арестовали и осудили за измену. Он стал жертвой сталинской кампании, которая предусматривала отправку в лагеря ГУЛАГа бывших фронтовиков, попавших в фашистский плен во время войны.
Степана Бакланова этапировали на строительство железной дороги Тайшет-Лена. А после смерти Сталина реабилитировали, восстановили в воинском звании и вновь приняли в партию.
Бакланов остался в Сибири. Он участвовал в строительстве Братской ГЭС, затем работал заместителем начальника управления строительства Братского алюминиевого завода. Был награждён орденом Отечественной войны I-й степени и медалью ГДР «Борец против фашизма». Он также присутствовал на открытии мемориала в Бухенвальде.
В 1960 году в свет вышла книга Георгия Свиридова «Ринг за колючей проволокой». В основе романа – история борьбы узников Бухенвальда, а среди главных героев - наш земляк Степан Бакланов.
Тогда же, в 60-е, Бакланов приезжал в старооскольское село Каплино, чтобы навестить маму и сестру, повидаться со своим учителем в родной школе. Эта памятная поездка положила начало созданию небольшого школьного музея, посвящённого Степану Михайловичу. Над экспозицией трудилась учительница истории Нина Ильченко. Она долго переписывалась с Баклановым и сохранила его историю для потомков. Степана Михайловича не стало 3 мая 1994 года. Но память о нём живёт.
Подготовила Анастасия Состина
Фото: Павел Колядин
Возврат к списку