Штурмуя небо. О Герое Советского Союза, гвардии капитане Фёдоре Аглоткове

28.11.2025

В этом году в Валуйках на территории артефакт-парка работала выставка, подготовленная в рамках муниципального проекта «Герои неба». Она рассказывала о лётчиках – участниках Великой Отечественной войны, удостоенных высших званий и наград, и тех, кто погиб, выполняя свой воинский долг и не успев получить их. В число тех, чьим судьбам была посвящена экспозиция, вошёл и Герой Советского Союза, гвардии капитан Фёдор Аглотков, родившийся в Валуйском округе. 

586022d673f4ce536f260d5538a169be.jpg

  Лётчик-наблюдатель

… К моменту начала Великой Отечественной войны Фёдору Аглоткову, кадровому военному, было 34 года. Он родился в 1907 году в селе Новоездоцкое. С 60-х населённый пункт входит в состав Валуек и известен как микрорайон «Соцгородок». Родители его были из крестьян. Поэтому, окончив неполную среднюю школу, Аглотков стал работать. К сожалению, точно неизвестно, кем он трудился до того, как его призвали в армию.

В рядах РККА Фёдор Аглотков с 1929 года, срочную службу проходил в 45-м артиллерийском полку Киевского военного округа. А дальше он стал учиться. В 1931 году Аглотков был направлен в Одесскую артиллерийскую школу имени М.В. Фрунзе, которую окончил в декабре 1934 года, и сразу же  он поступил в Школу морских лётчиков и лётчиков-наблюдателей Военно-воздушных сил РККА им. И.В. Сталина в Ейске. После её окончания Фёдор Николаевич служил во многих гарнизонах. 

Сначала его назначили лётчиком-наблюдателем в войсковую часть 1211 Ленинградского военного округа. С мая 1936 года он – штурман  45-й авиационной эскадрильи ВВС Северного флота, а сентября 1938 года убыл на Черноморский флот. Служил в должности штурмана летающей разведывательной лодки МБР-2 в 3-й отдельной авиационной эскадрилье, 119-м морском разведывательном авиационном полку и в 82-й отдельной морской разведывательной авиационной эскадрилье ВВС Черноморского флота, базировавшейся на Донзулав. 

Там же и началась для лейтенанта Аглоткова Великая Отечественная война. За два её первых месяца он совершил 18 вылетов на разведку и четыре вылета на бомбардировку румынского порта Сулин. При обороне Одессы Федор Николаевич атаковал румынские части в Беляевке, Маяках, Выгоде, Фрейндентале и переправы немецких войск через Днепр. Участвовал в обороне Крыма. 
В 42-м Аглотков переучился на управление бомбардировщиком ДБ-3, и его перевели во 2-ю авиационную эскадрилью 119-го полка штурманом звена.

«Всё самолёты привёл благополучно на свой аэродром»

 С сентября 42-го и до последнего своего вылета Аглотков сражался в 5-м гвардейском минно-торпедном авиационном полку ВВС ЧФ. Тогда же эскадрилья с аэродрома Геленджика наносила бомбовые удары по противнику, наступающему с Краснодара на Новороссийск. Вскоре из-за приближения фронта полк перебазировался на другой аэродром, и основной его решаемой задачей вследствие потери исправных самолётов стала дальняя воздушная разведка над Чёрным морем.  Аглотков вылетал на минные постановки в район Феодосии и Керченского пролива. 19 декабря он был ранен в ногу осколком снаряда. 

Уже в начале следующего года он участвовал в налётах на Тамань, наносил удары по Севастольской базе – всего до августа 43-го на самолёте Ил-2 совершил 181 боевой вылет, в том числе 65 – ночью, из которых 11 вылетов на минирование. Также бесстрашный лётчик доставлял оружие и продовольствие крымским партизанам. 

С апреля 44-го года Аглотков летал в экипаже гвардии капитана Чупакова. К тому моменту эскадрилья уже перебазировалась в Сокологорное. В боевых вылетах ему сопутствовала удача. За годы на фронте Фёдор Николаевич воевал на самолётах типа МБР-2 (морской ближний разведчик конструктора Бериева), Ил-2, Ил-4, Ил-8.  

О нём отзывались, как об опытнейшем воздушном бойце. Герой Советского Союза, генерал-майор авиации Василий Минаков в своей вышедшей в свет в 1985 году книге «Гневное небо Тавриды» писал: 
«Собрание состоялось на другой день. С докладом выступил опытнейший воздушный боец – штурман эскадрильи Фёдор Николаевич Аглотков. Особое внимание он уделил точности расчётов выхода на цель и в атаку, всесторонне проанализировал ошибки, допущенные низкими торпедоносцами. Много конкретных советов и предложений последовало за его вдумчивым, деловитым разбором». 

К июлю 44-го гвардии капитан Аглотков совершил 378 боевых вылетов, 245 из которых – в ночное время. В их числе – 194 вылета на проведение воздушной разведки, 121 – на бомбовые удары, 26 вылетов – на поставку мин возле вражеских баз и на фарватерах.  На его боевом счету – десятки уничтоженных немецких автомашин, несколько танков, три зенитные и две артиллерийские батареи, два склада с горюче-смазочными веществами, восемь самолётов на вражеских аэродромах, 58 зданий и 15 построек.

В его наградном листе значилось: «Будучи ведущим группы самолётов, был ранен, но несмотря на это вёл группу на цель и успешно отбомбил заданный объект, все самолёты привёл благополучно на свой аэродром». 

Во время ночного удара 20 августа 1944 года по румынской военно-морской базе Констанца самолёт Аглоткова был сбит противником. Погиб весь экипаж. 
Указом Президиума Верховного Совета СССР  от 5 ноября 1944 года за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, гвардии капитану Аглоткову присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). 

Подготовила Оксана Придворева
Фото: Музей обороны Севастополя
При подготовке публикации использованы интернет-источники и  материалы книги «Белгородчина морская. Славные страницы моряков-белгородцев всех поколений, защитников Отечества» 


Возврат к списку