Вернигора Петр Федорович
  • Звание: неизвестно
  • Годы жизни: 19.12.1921- 2005 г.г.
  • Материал размещен: 03.02.2015

Вернигора Петр Федорович

Наш земляк 


 Вернигора Петр Федорович родился 19 декабря 1921 года в селе Гора-Подол Грайворонского района Курской области.  До войны закончил Грайворонскую среднюю школу. В 1940 году Грайворонским военкоматом был призван на срочную службу.  Служить попал на Балтийский флот. В начале получил специальность гидроакустика в г. Кронштадте. 

Когда началась война, П.Ф. Вернигора был зачислен в штат подводной лодки. Но когда немцы разбомбили ее прямо у пирса, был переведен на другую, большую лодку. 

Подводная лодка, на которой служил Петр Федорович Вернигора, не раз была на волосок от гибели  и выходила целой из всевозможных передряг только благодаря высокому боевому мастерству командира капитан-лейтенанта П.И. Бочарова. 

В книге В.И. Дмитриева «Атакуют подводники» есть такие строки: «… 6 октября 1944 г. одержала свою первую победу подводная лодка « Щ-407» . она потопила в районе Мемеля транспорт «Леда». А на следующий день подводная лодка «Щ-407» днем атаковала  торпедами  еще одно вражеское судно. Оно оказалось судном ловушкой. Вследствие его малой посадки торпеды в цель не попали. После торпедной атаки судно-ловушка  около полутора суток  преследовало подводную лодку».  Это о лодке, на которой служил  П.Ф. Вернигора. Петр Федорович хорошо запомнил тот поход. 

 Они уже несколько дней  бороздили заданный район, но подходящей цели не было. Наконец, во время обеда, вахтенный офицер заметил в перископ большой транспорт в сопровождении нескольких противолодочных кораблей. Проследовал приказ командира о торпедной атаке. Через несколько минут раздалась команда: «Пли!», и две торпеды понеслись к транспорту. Грохот взрыва одной из торпед, напоровшейся на борт корабля, долго себя ждать не заставил. Сразу же последовала ответная атака кораблей охранения. Вокруг подводной лодки одна за другой стали рваться глубинные бомбы. От мощных гидравлических ударов по корпусу в отсеках подлодки стоял гул. От наиболее близких разрывов от стен отскакивало пробковое покрытие, лопались лампочки, срывало со стапелей оборудование. В этой ситуации все зависело от умения командира, ну, и конечно, от мастерства гидроакустика. О каждом маневре противника он докладывал командиру. Ну, а тот, вооруженный полными и точными сведениями и неприятеле, сумел в конце концов его обхитрить и уйти невредимыми. 

 А потом им попалось злополучное судно- ловушка. Они выпустили по нему торпеду, командир ясно увидел, что она попала как раз в середину корабля. Но оказалось, что судно  сидело в воде слишком высоко, и торпеда прошла ниже его киля. Конструкция торпед была такова, что не могли идти менее, чем в двух метрах от поверхности воды. На этом и сыграли немцы. Они построили суда, осадка которых была меньше двух метров, и сделали их судами-ловушками, неуязвимыми для торпед. После неудавшейся атаки им пришлось уходить от кораблей неприятеля более полутора суток. На них было сброшено 148 глубинных бомб. От их разрывов, кроме прочего, заклинило меч, совсем недавно установленной гидроакустической установки английского производства. И как только подводная лодка оторвалась от преследования, командир дал приказ в два часа устранить неисправность. Петр Федорович вскрыл шахту установки, вытащил на талях, полутонный меч и отремонтировал его. Приказ был выполнен в срок. Но во время ремонта он так ободрал кисти рук, что проходил в бинтах больше двух недель, а шрамы от тех ран остались на всю жизнь. 

 Не только бомбы, мины и снаряды несли смерть подводникам. Опасность поджидала на каждом шагу. Так однажды их подводная лодка, уходя от преследования, напоролась на поврежденный корабль и повредила себе один из поврежденных валов так, что его заклинило. От самых берегов Германии им пришлось возвращаться в Турку на одном валу. В другой раз на подводную лодку во время двенадцати бального шторма засосало в подводную пещеру. Ни вперед, ни назад ходу не было. Создалось такое впечатление, что их заживо похоронили в каменном мешке. Но потом командиру с помощью особых ухищрений все же удалось вырваться из каменного капкана. Да и жизнь моряков на подводной лодке была не сахар. Микроскопическая каюта, да и та подвешенная под аккумуляторной ямой, была только у командира, а у остального экипажа, даже кровать была одна на двоих. Поэтому иной раз спать приходилось прямо на дне трюма, частенько на половину, погруженным в соленую морскую воду. Правда, кормили хорошо. А когда приходили из похода, то экипажу подносили не хлеб с солью, а жареного поросенка. 

Всего П.Ф. Вернигора принял участие в четырех походах,  в которых они потопили четыре транспорта противника. Их общее водоизмещение равнялось нескольким десяткам тысяч тонн. Это был самый лучший результат на флоте для их класса лодок. За мужество и героизм, проявленные в боях с противником, Петр Федорович Вернигора был награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны, медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда, «За взятие Кенигсберга», «Адмирала Ушакова» и другими. Он бережно хранил знамя Военно-Морского флота и гордился тем, что служил на флоте. В 1948 году Петр Федорович уволился в запас.

 Более 40 лет Петр Федорович посвятил работе в системе народного образования, возглавлял Замостянскую, Добросельскую школу. Затем до самой пенсии работал учителем физики и математики в Гора-Подольской школе. 

 Петр Фёдорович был очень доброжелательным человеком, как будто и не прошла по его судьбе война. Аккуратно  ухаживал за своим садом. Он в свои 80 с лишним лет был подвижным человеком, его любимым занятием была рыбалка. С удочкой  его можно было видеть  в любую погоду и часто с хорошим уловом. 

После ухода на заслуженный отдых Петр Федорович продолжал участвовать в общественной жизни села. Умер Вернигора П.Ф. в январе 2005 года, но воспоминания об этом мужественном воине и добром человеке навсегда останутся в памяти жителей села Гора-Подол.

Возврат к списку