Воспоминания участников Великой Отечественной войны

24.07.2023

Денисенко Иван Яковлевич

photo_2023-07-24_14-23-23.jpg

Родился 10 января 1924 года в слободе Вейделевка Валуйского уезда Воронежской губернии (ныне п. Вейделевка Вейделевского района Белгородской области). Образование среднее. На военную службу призван военкоматом Вейделевского района 13 февраля 1943 года.

  • Март 1943 г. 150-я отдельная танковая бригада.

  • Июль 1943 г. 193-я стрелковая дивизия, 65-я армия, Цен­тральный фронт, рота разведки. Курская битва, город Севск.

  • 1943-1944 гг. находился на лечении в г. Липецке, Ле­нинграде.

  • Октябрь 1944 г. 74-й запасной полк, место дислокации ст. Масловка Воронежской области.

  • Октябрь 1945 г. 101-й запасной полк, г. Борисоглебск.

Награды: орден Отечественной войны I степени, две медали «За боевые заслуги».


Из воспоминаний Ивана Яковлевича

После освобождения Вейделевки нас, бойцов истребительного батальона, по­слали в Россошь конвоировать около 300 человек пленных. Когда мы возвратились, нас уже ждали повестки в армию. Нашу команду из 40 человек провожали комен­дант, старший лейтенант Королев, военком Ивахно, работники райисполкома и райкома. Почти все мы были из истребительного батальона. Пешком через Нехаевку дошли до станции Насоново, погрузились на открытую платформу, которая была защищена только впереди щитом из досок от встречного ветра. Привезли нас на станцию под городом Усмань, а запасной полк ушел на фронт.

Получили мы приказ идти на Курск. Теперь уже наша команда шла пешком, кормились мясом убитых немецких лошадей. Вот наш путь: Воронеж — Семилуки — Латное — Нижнедевицк —- Елец — Касторное и Курск. Из Курска нас забирали представители военных частей с фронта.

Пятеро ребят из Вейделевки — Серегин Леонид, Макаренко Дмитрий, Лаптиев Ким, Мащенко Иван и я — попали в танковую часть в деревню Верхняя Груня, в 150-ю танковую бригаду.

Началась подготовка к Курской битве. Наша часть часто громила ближние тылы, делала вылазки, уничтожала аэродромы, склады запасов горючего, но нас в каче­стве танкового десанта брали редко. Из нас сформировали комсомольско-молодеж­ную учебную роту с целью подготовить младший комсостав. Но не удалось закончить обучение, началось сражение, и я попал в роту разведки, навсегда расставшись со своими ребятами.

На нашем участке возле г. Севск на самой вершине дуги наступление началось позже. Бои гремели на орловском и белгородском направлениях с целью отрезать нас и уничтожить — сделать «немецкий Сталинград». А нам работы невпроворот — нуж­но было добывать «языков». Командованию надо было узнать, откуда немцы берут пополнение. Мы несли очень большие потери, но приказ есть приказ.

И вот в ночь на пятнадцатое июля наша группа захвата из 10 человек по-пластун­ски двигалась через нейтральную территорию в расположение врага, но нас обнару­жили. При форсировании реки погибли двое солдат. Двоих ранило. Я тоже получил тяжелое ранение осколком от мины. Меня несли на плащ-палатке, но надо ж было такому случиться: уже в тылу наскочили на диверсантов — они уничтожали связь, резали провода, дожидались связистов и уничтожали их.

Завязался неравный бой, оружие у ребят было в грязи и оказалось негодным. Ребята погибли, а меня подобрали после артиллеристы и отвели в санбат. Потом — госпиталь в Липецке. Я был очень слаб, потерял много крови, а ее в госпитале не было. Врачи старались, как могли, поднять меня усиленным питанием. В госпи­таль приезжали жители из нашего района проведать раненых, и я передал сестре (она жила в Вейделевке на улице Центральной) и письмо, и слова, что жив и здоров. «Похоронка» на меня пришла позже и особого шока у родных нс вызвала.

Полтора года я провёл в госпиталях. После лечения был признан годным к нестроевой службе в военное время. Меня направили в 74-й запасной полк под ко­мандованием полковника Дорохова. Наш полк готовил кадры для фронта. Судьба свела меня с земляком Ватутиным Степаном Ивановичем. Здесь нам и довелось встре­тить Победу. Служили мы до окончания войны с Японией.

В октябре 1945 г. наш полк расформировали, я вернулся домой. Никогда не забыть тех людей, которые спасали меня от смерти, но погибли в неравном бою.



Возврат к списку